Запуск e-commerce-бизнеса всегда связан с хлопотами и затратами, однако предприниматель может сделать выбор в пользу нескольких вариантов. Интернет-магазин можно создать с нуля, решая организационные вопросы самостоятельно от А до Я. Более простой путь – покупка готового бизнеса, но требуется тщательная проверка, для работы под чужим брендом достаточно купить франшизу. Рассматриваем плюсы и минусы каждого способа, определяем, какой является более перспективным и простым.
Покупка готового бизнеса
Приобретая готовый бизнес, можно получить функционирующий интернет-магазин, открытый к продуктивным продажам:
- налажены связи с поставщиками;
- сайт интернет-магазина уже наполнен, имеет определенные позиции в поисковых системах. Он узнаваемый, а бизнес-идея уже приносит доход;
- аудитория сформирована, поэтому нет дополнительных трат на формирование базы клиентов с нуля;
- подключены способы оплаты и доставки.
Готовый бизнес подходит для тех, кто не хочет разбираться в мелких нюансах и тестировать идеи без перспективы быстрого извлечения выгоды. Он стоит на 200-300% дороже, чем создание с нуля, и имеет другие минусы:
- нет гарантий, что все наработанные ранее связи сохранятся после заключения сделки;
- потребность во внесении корректировок все равно возникает;
- высок риск мошеннических схем, поэтому придется заказывать дополнительную проверку в профильном агентстве.
При учете юридических тонкостей и соблюдении правил безопасности риски минимальные.
Объявление о продаже интернет-магазина на market.kz
Как выбрать и проверить готовый бизнес до покупки
Предприниматель должен определить, в какой сфере он хочет работать: продажа продуктов, пошив детской одежды или установка бытовой техники. Определив направление и выбрав подходящие предложения, их нужно проанализировать по разным критериям:
- ниша и доступный ассортимент, сезонность спроса;
- ежемесячная и ежегодная прибыльность;
- предложения конкурентов и уровень соперничества между предпринимателями;
- возможность трансформировать интернет-магазин, учитывая изменяющиеся требования рынка;
- востребованность товаров в других регионах, если планируется расширение географии продаж;
- возможные риски, влекущие за собой дополнительные расходы. Например, до заключения сделки известно, что после перехода бизнеса к новому владельцу уволится 40% персонала: нужно будет обращаться к рекрутерам для поиска других сотрудников. Эти и другие возможные дополнительные расходы нужно не только учитывать, но и обсуждать с продавцом, что может стать весомым аргументом при уменьшении суммы сделки.
В ходе первичного исследования нужно обращать внимание на срок работы компании на рынке, коммерческие показатели (предоставляет продавец, должны быть подкреплены официальными данными), эффективность сайта интернет-магазина, численный состав аудитории и репутацию текущих поставщиков. Часть данных можно почерпнуть из поисковых систем и открытых баз. Более безопасное решение – обращение в профильную компанию (юридическую или аудиторскую), которая проведет проверку, оценит сделку и обеспечит ее сопровождение до перехода права собственности к новому владельцу. Средний срок проверки составляет 3-14 дней, стоимость услуги определяет сумма сделки.
Что входит в услугу по проверке бизнеса: пример с официального сайта юридической компании Affari
Создание интернет-магазина с нуля
Самостоятельное создание e-commerce-бизнеса позволяет реализовать все задумки, которые были запланированы. Предприниматель не привязан к чужому опыту или стандарту правил: он формирует деловую среду такой, какой видит ее. Самостоятельный запуск имеет ряд плюсов:
- полноценный контроль интернет-магазина на всех этапах развития;
- возможность управлять бюджетом на запуск. Например, на первых порах предприниматель может создать сайт на бесплатном движке, по мере раскрутки – выбрать более надежное платное решение. При покупке готового бизнеса такие маневры невозможны: приходится оплачивать все и сразу, а потом переделывать и адаптировать под собственные требования;
- установление прямого сотрудничества с партнерами: поставщики, предприниматели для совместной рекламы. В случае покупки готового дела гарантий нет: партнеры могут отказаться работать с новым владельцем, если иное не прописано в договоре;
- формирование надежного коллектива, который полностью будет соответствовать ожиданиям предпринимателя и потребностям бизнеса.
Начать работу можно при минимальном бюджете: доступен дропшиппинг, позволяющий не инвестировать в товары, а расплачиваться за них средствами, полученными от клиентов. Предприниматель сам устанавливает правила работы, в перспективе сможет осваивать новые рынки и даже запустить собственную франшизу, если дело будет идти успешно.
Однако есть и минусы, первый – возможные неудачи при дефиците опыта. Предпринимателю придется контролировать все этапы запуска, тратить время и силы, в случае необходимости – привлекать профильных сотрудников для помощи, что связано с дополнительными финансовыми тратами. Возможен неправильный выбор ниши или некорректно подобранная аудитория: на этапе запуска иногда приходится тестировать 2-3 идеи, прежде чем будет выбрана жизнеспособная.
Решение организационных и юридических вопросов
Запуску предшествуют глобальные подготовительные работы с обязательным долгосрочным планированием:
- выбор ассортимента и анализ ниши. Нужно определить, какие товары будут продаваться в интернет-магазине, а также исследовать уровень конкуренции, тренды и предпочтения потенциальных клиентов;
- составление портрета целевой аудитории с последующей сегментацией на более узкие группы. На базе этой информации будет выстраиваться рекламная стратегия, выбираться каналы продвижения и корректироваться ассортимент. Можно продавать товары представителям бизнеса (В2В) и розничным потребителям (В2С): в первом случае цикл сделки будет длинным, во втором – коротким. Однако В2В-сегмент стабилен в вопросах сотрудничества в случае удовлетворения всех требований, а клиенты из В2С-аудитории ориентированы на выгоды и доступность цен;
- определение географии работы: весь Казахстан или регионы, например, самые крупные, где сосредоточены платежеспособные потребители. От географии напрямую зависят способы доставки: локальный бизнес – курьеры или самовывоз, много городов – транспортные компании, партнерские пункты выдачи и другие решения;
- составление списка услуг, которые будут дополнять товары. Интернет-магазины по продаже бытовой техники продают установку оборудования и продление срока гарантии, одежды – возможность подгонки по фигуре или подбора моделей. Услуги стимулируют дополнительные продажи, помогают закрыть актуальные боли клиентов;
- определение организационно-правовой формы. Для крупных проектов подходит товарищество с ограниченной ответственностью, позволяющее привлекать партнеров и пользующееся большим доверием, как у клиентов, так и у инвесторов, банков. Владельцам малых и средних компаний стоит рассмотреть индивидуальное предпринимательство со сниженной налоговой нагрузкой, но в перспективе бизнес нельзя будет продать. Индивидуальное предпринимательство отличается простотой и скоростью регистрации;
- формирование бизнес-плана, в котором будут учтены стартовые инвестиции, расходы и доходы на ближайшие месяцы. План поможет предупредить лишние траты, без него практически невозможно получить кредит на открытие своего дела.
Дополнительно предпринимателю нужно определить ценообразование, выбрать приоритетный размер наценки и позаботиться об обеспечении деятельности: наем персонала, аренда помещений, поиск средств для открытия и развития бизнеса.
Ключевые этапы планирования при запуске проекта с нуля
Установление партнерских взаимоотношений с поставщиками
Нужно выбрать компании, которые обеспечат интернет-магазин необходимым количеством товаров. Качество продукции – в приоритете, но нужно учитывать дополнительные факторы:
- опыт работы поставщика на рынке: чем он больше, тем лучше. Дополнительно нужно исследовать историю развития компании и реальные отзывы, оставленные клиентами на сторонних площадках. Если поставщик часто меняет сферу деятельности или имеет низкий рейтинг, то лучше рассмотреть других контрагентов;
- цены, которые должны быть конкурентоспособными. Важно, чтобы оптовые ставки позволяли устанавливать наценку, способную не только окупить закупку, но и вывести интернет-магазин на чистую прибыль. Рекомендуется сравнить прайс-листы разных контрагентов, а также проанализировать дополнительные услуги: бесплатная доставка, рекламные материалы, тестеры, иное;
- сумма минимального заказа. Для предпринимателей, располагающих небольшим бюджетом, в приоритете невысокие ставки в диапазоне 30-50 тысяч тенге. Некоторые поставщики, заключив 2-3 первые сделки с новым партнером, могут предложить краткосрочную рассрочку на пару месяцев или отсрочку платежа;
- тип поставщика. У производителей самые низкие цены, но высокие ставки для минимального заказа и крупный опт. На первых этапах можно наладить работу с оптовиками, которые могут отгружать товары как поштучно, так и мелкими партиями, но по чуть более высокой стоимости, если сравнивать с производителями.
Поиск поставщиков можно выполнять через профильные площадки, социальные сети, сайты конкурентов, а также офлайн-мероприятия – от отраслевых выставок до презентаций.
Выбор поставщиков на примере платформы Qoovee: каталог и возможность поиска по запросу
Создание сайта интернет-магазина
Доступно несколько способов создания сайта интернет-магазина, который будет объединять в себе функции витрины, канала продаж и прямой коммуникации с конечным потребителем. Для тестирования идеи нередко используются бесплатные инструменты:
- конструкторы, обеспечивающие создание сайта с шаблонным дизайном без возможности переезда на другой хостинг;
- системы управления содержимым (CMS), являющиеся более эффективными, чем конструкторы, но требующие хотя бы минимальных знаний в области программирования.
Сайты, созданные с привлечением бесплатных способов, стоит рассматривать в качестве временных ввиду низкой безопасности, неудовлетворительных позиций в поисковых системах. Для постоянной работы со сложившейся коммерческой идеей стоит выбирать платные варианты, например, индивидуальную разработку – дорогой метод, позволяющий создать интернет-магазин под ключ. Средняя ставка на разработку составляет от 300 тысяч тенге, что зависит от агентства и сложности поставленной задачи.
Предприниматели, заинтересованные в стабильном качестве по доступной стоимости, могут выбрать платформы для создания сайтов интернет-магазинов. Происходит объединение всех каналов продаж, поэтому можно реализовать товары не только через интернет-магазин, но и на маркетплейсах, в социальных сетях и на других площадках. Внедрены инструменты автоматизации, готовые интеграции и шаблоны под разные товары. Можно выбирать тариф под текущие потребности бизнеса, учитывая количество товаров, персонал и другие характеристики. Доступны бонусы, например, во все тарифы inSales включен хостинг, до подключения можно тестировать бесплатную версию на протяжении 14 дней.
Тарифы на создание интернет-магазина на базе платформы inSales
Покупка франшизы
Владельцы успешного бизнеса не прочь поделиться своими опытом, репутацией и наработками с другими предпринимателями, но за отдельную плату. Купив франшизу, можно получить функционирующую бизнес-модель, которая пользуется популярностью у клиентов и отличается высокой узнаваемостью. По франшизе можно открыть интернет-магазин или службу доставки готовых блюд, а также ресторан, пункт выдачи заказов, наземную точку продаж – выбор широкий. Структура взносов по франшизе следующая:
- паушальный взнос (единоразовый) – цена франшизы, которая чаще всего бывает фиксированной. Взнос нужно оплачивать в начале работы, сумма достигает 11% от объема общих затрат. Он открывает доступ к брендбуку, структуре обучения персонала, техникам продаж и другим аспектам ведения деятельности;
- роялти, уплачивается ежемесячно: процент от выручки или оборота (до 6-7%), фиксированная ставка. Франчайзи (покупатель) оплачивает использование авторских прав, принадлежащих собственнику франшизы;
- рекламный взнос (формы оплаты аналогичны роялти, но ставка редко превышает 3%).
- Формы оплаты зависят от типа франшизы, в некоторых моделях роялти может отсутствовать.
Плюсы и минусы франшизы
Готовая бизнес-модель и раскрученный товарный знак обеспечивают извлечение прибыли сразу после запуска. Доступно много вариантов, поэтому проблем с выбором подходящего под требования или географические особенности региона/страны не возникнет. Формат имеет ряд плюсов:
- не нужно искать клиентов и поставщиков, а также тратить время на обучение персонала;
- концепция разработана, осталось лишь правильно реализовать ее;
- нет затрат на рекламные коммуникации: они уже включены в цену;
- владелец франшизы следит за тем, чтобы конкуренция между франчайзи была минимальной. Например, наземные точки продаж располагаются друг от друга на расстоянии не менее 5-10 километров;
- комплексная информационная поддержка, позволяющая избежать большинства проблем и ошибок, с которыми сталкиваются новички.
На первый взгляд все идеально, но есть много подводных камней:
- франчайзи не имеет права отступать от условий, он не принимает решения и не может что-либо изменять;
- отклонение от регламента сотрудничества и правил чревато высокими штрафами, в случае систематических или грубых нарушений возможен отзыв франшизы;
- ежемесячные взносы нужно уплачивать даже при отрицательной прибыли.
Еще один минус – высокая цена: качественная франшиза не может стоить дешево, поэтому такой формат недоступен для людей с небольшим стартовым капиталом. Поиск актуальных предложений в Казахстане можно начать с площадок franchiza.kz или MyBrand.kz, проводя анализ коммерческих показателей, репутации и условий каждой компании.
Принцип работы франшизы
В заключение
При выборе приоритетного способа запуска интернет-магазина нужно учитывать свой опыт, бюджет и количество свободного времени. Предприниматели, стремящиеся открыть доходный бизнес, не требующий жесткого контроля и полного погружения, могут выбрать франшизу. Готовый интернет-магазин – хорошее решение для тех, кто будет разбираться в нюансах и корректировать стратегии, но хочет сэкономить время на создание сайта, поиск поставщиков и прохождение длинного пути, связанного с привлечением клиентов, укреплением репутационных факторов.
Открытие бизнеса с нуля выбирают предприниматели, стремящиеся реализовать интересную идею и желающие сэкономить. В этом случае сайт можно создать на базе специальной платформы, потратив не более 1 дня, а товары закупать по системе дропшиппинг, что существенно минимизирует стартовые инвестиции. Независимо от способа, нужно проводить дополнительные исследования для определения перспективных ниш и долгосрочного прогнозирования, чтобы предупредить работу в минус (такое возможно даже при покупке франшизы).